Масс-маркет отчаянно нуждается в покупателе; в upper-сегменте дела получше, но нужно быть очень гибкими; огромные суммы, которые могли бы быть потрачены на жилье в РФ, «утекают» за рубеж… Каковы

Массовый рынок отчаянно нуждается в покупателе; в верхнем сегменте дела обстоят лучше, но нужно быть очень гибким; огромные суммы, которые можно было бы потратить на жилье в РФ, «утекают» за границу... Каковы перспективы?

На организованном «Форуме девелоперов и архитекторов, меняющих мир» состоялся стихийный «опрос», который мы вам и представляем.

Итак, какие тренды «подтянулись» в жилой недвижимости — и ее различных сегментах — к концу 2022 года?

Фото: 8photo/freepik.com

О скидке 

Андрей Соловьев, региональный директор департамента городской недвижимости NF Group (экс-Knight Frank Россия), предположил, что, особенно в премиальном сегменте, покупатели не готовы сильно менять свои предпочтения, как и локации. Падение скорости подачи - да, это так; но при этом спрос не падает. Во-первых, это та категория, у которой еще есть деньги; во-вторых, жизнь имеет место быть - семьи складываются, происходят разводы, браки, появляются дети, потомство подрастает и летает, пытается "улететь" в родное гнездышко... А вот "удорожание" наблюдается в последний год , разумеется, заключил: «Мой прогноз — корректировка цены; вам все равно понадобятся какие-то скидки, маркетинговые кампании. Но что поделаешь - на этом этапе рынок остановился. Что касается игроков, думаю, речь пойдет о консолидации бизнеса: к сожалению, мелкие разработчики не смогут себе позволить «вытянуть» проект, в том числе интерес к продукту. Я верю, что будут какие-то соглашения, чтобы объединиться и выкупить слабых; мелкие разработчики уйдут. Рост цен? Едва ли; скорее всего, застройщикам на премиальном рынке обязательно придется корректировать средневзвешенную цену в будущих проектах. А в нынешних — предлагать индивидуальные скидки в рамках индивидуальных переговоров, если нет желания растягивать процесс продаж на десятилетие».

Андрей Асадов, генеральный директор архитектурного агентства Asadov: "Но мы видим восходящую тенденцию - рост интереса. Правда, не к городским объектам, и не к пригородам.

Обратите внимание: Очень важный совет при покупке земельного участка. Не стоит это игнорировать, прочитайте..

А к пригородам, причем наиболее "самодостаточным" инфраструктура - промежуточная застройка, "средняя" плотность, компактность, универсальность, автономность... Этакий город-спутник" (уточняет, что речь идет о самом качественном и современном жилье, о каком бы классе мы ни говорили - прим ред.).

Управляющий директор Homecity, PPF Real Estate Russia Владимир Кириенко, продолжая тему как скидок, так и индивидуальной работы с клиентом, напомнил, что известный застройщик, заявивший о скидках 30% на всю Москву даже тогда, когда это ничем не было обосновано , и разрушив репутацию всех своих коллег, сделал еще хуже себе: «Те, кто продает дома с такой скидкой, я уверен: их сейчас штурмуют покупатели, совершившие сделку раньше, с требованием вернуть разницу».

И в данном случае это не пресловутый потребительский терроризм, а хороший урок: такие скидки если и используются, то только для очень маленьких клиентских команд. И с каждым покупателем работать индивидуально, формировать для него персональное предложение с персональными бонусами.

Что касается возможности повышения цен…

«.. Я согласен, что говорить о росте нецелесообразно», — продолжил эксперт. - По поводу средневзвешенной цены: и банкиры, и клиенты понимают ее как статичную, не ожидающую колебаний. Наша задача — поддержать нашу экономическую модель, проектное финансирование, завершить проект и выполнить взятые на себя обязательства».

Директор по продукту ГК «Инград» Светлана Зайцева: «Я считаю, что нет понятия «высокие» и «низкие» цены. Цена бывает справедливой — и несправедливой, рыночной — и нерыночной. Что касается скидок 25-30% — когда я это вижу, я думаю об авантюрном ценообразовании и о «скидках на пальто»: и со скидкой, и без нее цена квадратного метра одинакова.

Мы в Инграде не делаем скидок; мы даем только 10% скидку на полную оплату и для несубсидированных ипотечных кредитов. При этом мы продаем не хуже всех. В том числе и тех, кто влил миллионы в рекламную кампанию и облепил всю Москву рекламой около -30%».

Фото: Дражен Зигич /freepik.com

О России, Турции, ОАЭ и Дальнем Востоке

Владимир Кириенко: «Я согласен с тезисом о том, что ценовой пузырь сдувается, если называть его «пузырем». Но «сдувается» он не просто так: коллеги по дискуссии вспомнили, что где-то он надут та же Турция, где раньше никто и не думал ехать за жильем - "это смешно" - значительно выросло.В Дубае - в зависимости от сегмента - тоже резко выросло.То есть глобально это вопрос денег: огромное количество средств "ушло" из России за рубеж.Но здесь на конференции присутствуют люди (разработчики - ред.), которые не продают, мягко говоря, плохой товар.

Большие суммы теряются в массовом сегменте. А когда перестанут "уходить" - надеюсь всем нам будет намного легче.

А из прогнозов — я оптимист по жизни, но признаю, что труднее всего будет тем разработчикам, которые работают на масс-маркет; мы потеряем как минимум одного крупного игрока. Поэтому призываю всех бороться и не сдаваться; работать, делать нашу страну лучше, учитывать в том числе и Дальний Восток (куда один за другим заходят региональные девелоперы, в том числе с амбициозными планами — от краснодарского застройщика — прим ред.). Что ж, аплодируем нашим коллегам на Дальнем Востоке».

Ранее мы сообщали, что первые застройщики по программе «Дальневосточный квартал» будут выбраны до конца года.

Автор: Кристина Голубева

© «Центр городского развития» (CUD.NEWS)

Больше интересных статей здесь: Недвижимость.

Источник статьи: Масс-маркет отчаянно нуждается в покупателе; в upper-сегменте дела получше, но нужно быть очень гибкими; огромные суммы, которые могли бы быть потрачены на жилье в РФ, «утекают» за рубеж… Каковы.