Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка?

Какой вопрос интересует покупателя земельного участка? «Возможно ли реализовать на этом земельном участке цель, ради которой я его приобретаю?» Но далеко не всегда ответ на этот вопрос будет прозрачен и очевиден.

Существует три вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства:

  1. Основные;
  2. Условно разрешенные;
  3. Вспомогательные, то есть допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Что касается основных и вспомогательных видов разрешенного использования, то правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства выбирают их самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. Однако необходимо отметить следующее:

1. Согласно сложившейся судебной практике на правообладателе лежит обязанность по внесению сведений о выборе основного и вспомогательного видов разрешенного использования в ЕГРН. Если изменение вида разрешенного использования по сравнению с данными кадастра произошло, но в кадастр не было внесено соответствующих изменений, то собственник должен быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 административного кодекса.

Однако в октябре 2020 года Конституционный Суд признал такой подход не соответствующим Конституции, поскольку существует неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли правообладатель земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в ЕГРН сведения о таком использовании.

Ввиду того, что в отношении вспомогательного вида разрешенного использования судебная практика после такой позиции Конституционного Суда ещё не сформировалась, рекомендуем обратить на это условие особое внимание.

2. Застраивать земельный участок исключительно объектами, соответствующими вспомогательному виду разрешенного использования, нельзя. Такие объекты должны строиться совместно с объектами, соответствующими основным или условно разрешенным видам, а также для использования или обслуживания таких объектов.

3. Вид разрешенного использования участка не может быть изменён в случае, если для запрашиваемого вида градостроительным регламентом установлены предельные размеры или параметры, не позволяющие осуществлять соответствующую деятельность (например, площадь земельного участка меньше минимального размера участка для запрашиваемого вида разрешенного использования).

Условно разрешенные виды использования не могут быть выбраны правообладателем земельного участка по своему усмотрению.

Интересное: Квартиры в столице: что влияет на их стоимость и как выбрать жилье..

Если он планирует осуществить строительство в соответствии с условно-разрешённым видом использования, то ему необходимо получить разрешение.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регламентирован ст. 39 Градостроительного кодекса.

Этапы получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка :

  1. Для получения разрешения на условно-разрешенный вид необходимо направить заявление в уполномоченный орган, в Санкт-Петербурге – это Комиссия по землепользованию и застройке Санкт‑Петербурга.
  2. Вопрос о предоставлении разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях, в которых вправе участвовать правообладатели смежных земельных участков.
  3. В случае, если условно разрешенный вид может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Данная категория оценочная и применяется по усмотрению комиссии.
  4. Срок проведения публичных слушаний – не более 1 месяца.
  5. Принимая во внимание результаты публичных слушаний, Комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения, с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Однако! результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер, в связи с чем комиссия может принять иное решение.
  6. Глава местной администрации в течение 3 дней со дня поступления рекомендаций от комиссии принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в его предоставлении.
  7. Срок действия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка составляет 5 лет. Если в этот срок заявитель не приступил к осуществлению строительства на основании полученного разрешения, решение может быть отменено.
  8. Расходы, связанные с проведением публичных слушаний, несёт собственник земельного участка.
  9. У собственника участка есть возможность оспорить отказ в предоставлении разрешения в судебном порядке.

Отметим также, что в соответствии с масштабными изменениями 2018 года, которые затронули правовое регулирование самовольных построек, предоставление разрешения на условно разрешённый вид использования не допускается в отношении участка, на котором расположена самовольная постройка, с момента её выявления и до момента сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями.

Интересное еще здесь: Недвижимость.

Как выбрать вид разрешенного использования земельного участка?.


Закрыть ☒