Часть 4. Кто заплатит за ячейку?

Часть 4. Кто заплатит за ячейку?

Лариса вдыхала бодрящий сентябрьский воздух.

Привычным движением она обрезала увядшую гортензию и подумала, что делает это уже не для себя. Кто-то другой следующим летом будет любоваться огромными шапками редкого сорта.

Словно розовой пеной каждый июль покрывались жесткие зеленые стебли гортензии, заставляя соседей надолго замирать у общего забора в разглядывании красоты Ларисиных цветников.

Весь сентябрь Лариса думала о разговоре с сыном, случившемся в тот день, когда сын с женой и ребенком после школьной линейки заглянул к матери на праздничный обед. Женщина купила на рынке деревенскую курицу, отварила картошки и открыла свои самые удачные соленья. Лариса гордилась тем, что овощи не куплены, а выросли у нее на грядках. Посадки, уход, полив, сбор урожая и заготовки – все эти занятия составляли важную часть Ларисиной жизни.

Сын поковырял курицу вилкой, словно обдумывая какую-то трудную задачу. И наконец решился:

- Мама, ты ведь знаешь, мы хотели купить в ипотеку квартиру. Копили с Верой. Но цены на жилье так выросли, что ипотека нам теперь не по карману. Сами мы и дальше могли бы снимать. Но из-за Ирочки, которая, между прочим, не только наша дочь, но и твоя внучка, - сын перевел дух, как будто собирался нырнуть с крутого берега в глубокий водоем, - из-за Ирочки мы не можем больше тянуть. В общем, нам нужна двухкомнатная квартира с раздельными комнатами. Мы думаем, что было бы справедливо, если бы ты продала свой участок и помогла бы нам. А соленья мы сами тебе покупать станем. Таких в любом магазине полно.

Последними словами про соленья он хотел утешить мать, так как понимал, что нанес ей удар «не по правилам», но сделал еще хуже. То, что было так дорого Ларисе, сын обесценил одним предложением.

Лариса слушала сына и виделось ей – вот сидит за столом незнакомый человек, говорит странные вещи и ищет глазами поддержку и одобрение не у нее, матери, как это бывало раньше, а у жены Веры, которой Лариса и ее жизнь нисколько не интересны.

- Я подумаю, сынок, - тихо сказала Лариса, - и достала из шкафа смородиновое варенье к чаю.

Покупатели на участок нашлись быстро. Где-то в соседней деревне жила большая шумная семья цыган. Один из подросших детей решил отделиться и строиться самостоятельно.

На предложенную цену покупатели сразу согласились. Участок находился всего в 2 км от МКАД. Место считалось престижным. Платили наличными. Лариса хотела обратиться в агентство для сопровождения сделки, но с покупателями на аванс явился представительный риелтор. Он был дорого одет и чертами лица напоминал своего клиента. Риелтор заверил женщину, что со всеми вопросами разберется сам. Бесплатно для нее.

Сделка состоялась в маленьком, неизвестном Ларисе банке. Стороны арендовали ячейку. Лариса отплатила в кассе проверку, и кассир проверила и пересчитала каждую купюру. Процесс пересчета произвел на Ларису сильное впечатление. Такую сумму она держала в руках впервые.

Риелтор покупателя наблюдал за Ларисой. Ее реакция позабавила его. И он в шутку предложил сфотографировать Ларису на ее же телефон с разложенными на столе пачками «пятитысячных». Та согласилась.

Сделка прошла быстро. Доверившись риелтору, бумаг никто не читал. Покупатель забрал ключ от ячейки. Подписанные договора сдали на регистрацию. Взамен получили в МФЦ опись. В ней прочли, что регистрацию нужно ждать 9 рабочих дней. И разошлись.

За эти 9 рабочих дней случились три события.

Первое . Ларисе очень трудно давалось расставание с участком. Захотелось с ним проститься. Лариса пригласила друзей и родных, напекла пирогов, замариновала индейку. Все приглашенные явились и с удовольствием провели выходной на свежем воздухе. Первоклассница Ирочка сначала бегала по дорожкам, потом, утомившись, присела на лавочку и попросила у бабушки телефон, чтобы посмотреть любимый мультик. Однако телефон вскоре разрядился. Отдохнув, девочка помчалась наперегонки с соседской таксой сначала по улице к колодцу, а затем прибежала, запыхавшись, к мангалу, выронив по дороге бабушкин телефон.

До самой темноты искали гости Ларисин сотовый. Мысль о том, что кто-то посторонний включит его и среди фотографий увидит ее в окружении купюр, приводило Ларису в ужас.

Интересное: Инвестиции в России и их реальная доходность (Часть 1) Жилая недвижимость.

Она представляла, что этот кто-то задумает что-то нехорошее в ее адрес.

Самое обидное, что нельзя было этому незнакомцу рассказать, что через неделю-две все это богатство уже отдаст Лариса за квартиру для сына и фотография станет неактуальной. Хорошо хоть, в договоре аренды банковской ячейки сохранился номер телефона Покупателя.

Второе . На следующий день после сделки Ларисе позвонил сын. Торопясь и не здороваясь, он сразу сообщил, что подвернулась отличная квартира в том самом доме, где они с Верой снимают жилье. Продавец уступает двести тысяч на ремонт, если завтра же Лариса внесёт задаток. Лариса вспомнила, что именно задаток внесли ей покупатели-цыгане, так как боялись, что она передумает. Дорого одетый риелтор объяснил тогда Ларисе, что, если она откажется, то сто тысяч задатка должна будет вернуть в двойном размере. В случае с авансом достаточно было бы в той же ситуации просто вернуть аванс.

Лариса предложила сыну поговорить с продавцом и заключить соглашение об авансе, а не о задатке. «Сынок, у нас и денег ведь еще нет. Может, подождем, когда получим их из ячейки?» – попыталась остановить сына Лариса. Но тот отмахнулся от аргументов и велел матери собираться, чтобы вместе дойти до Сбербанка и снять деньги с Ларисиной пенсионной карты. Задаток в сто тысяч внесли на три недели. Так велел продавец.

Третье. В последний девятый день Лариса с утра побежала в МФЦ. Документы были готовы. Женщина набрала номер покупателя. Абонент оказался недоступен. Лариса поехала в банк.

Сотрудница банка приветливо встретила Ларису, проверила печати на Договоре купли-продажи и попросила у Ларисы ключ от ячейки. Лариса сообщила, что ключ у покупателя. А дозвониться до него не удается.

Сотрудница банка предложила Ларисе раскрыть договор аренды банковской ячейки на второй странице и прочитала вместе с ней написанный мелкими буквами пункт номер девять. В случае утери ключа, читали они вдвоем, ячейку можно открыть только в присутствии двух сторон. Продавца и Покупателя. Если же Покупателя нет, то Продавец может получить доступ в ячейку, если явится с ключом. Во всех остальных случаях Продавец может обращаться в суд.

У Ларисы не было ключа и на повторные звонки никто не отвечал.

А дальше случилось следующее

________________________________________________

Лариса ждала уже три дня, набирая каждый час номер исчезнувшего покупателя. Продавец квартиры, которую хотел купить сын, был в курсе происходящего. С одной стороны, он сочувствовал Ларисе и ее сыну, но у каждого «своя правда». Он потерял время, отказал другим потенциальным покупателям и считал, что вправе не возвращать задаток. Он был готов подождать еще неделю согласно договоренностям, но затем снова должен будет выставить квартиру в рекламу.

Лариса не находила себе места. Стало колоть сердце. Выпив валерьянки, женщина оделась и поехала на участок. Она прошла по соседям, которые завершали дачный сезон, жгли ветки, укрывали розы и точно знали, что живет неподалеку цыганская семья, но никто из них не знал, где именно.

Председатель СНТ напоил в своей заросшей лимонником беседке расстроенную Ларису цикорием и дал ей телефон знакомого риелтора по имени Роза. «Ты уж покупать хоть одна не берись. И без денег, и без квартиры останешься,» -со знанием дела сообщил он. И рассказал Ларисе пару душераздирающих историй про аферы с недвижимостью, которые сам от кого-то когда-то слышал.

Риелтор Роза быстро нашла через участкового большой цыганский дом в соседней деревне. Глава семьи сообщил, что прямо со сделки его сын вместе с риелтором, который также им всем оказался родственником, улетел в турне Румыния-Приднестровье и далее, чтобы с многочисленной родней отпраздновать знаменательное событие. Родни так много и нельзя никого обидеть. Поэтому, когда молодежь возвратится, сказать пока никто не возьмётся.

Роза настояла, чтобы ветреный покупатель передал ключ с самолетом отцу и дальше праздновал свою покупку столько, сколько ему необходимо. Так и сделали. Через три дня ключ был у Ларисы. В банке ее беспрепятственно пропустили в ячейку.

Ко дню окончания соглашения о задатке сын Ларисы и Продавец вышли на сделку. Риелтор Роза проверила приобретаемую квартиру и посоветовала сменить банк. Все прошло без сучка и задоринки, но это уже другая история.

(Все имена и события в тексте вымышлены, совпадения случайны)

____________________________________________________________________________

Совет 4. Если вы в сделке с недвижимостью проводите расчёт через ячейку, не спешите, прочтите внимательно Договор аренды ячейки от начала до конца и попросите сотрудника банка разъяснить в присутствии всех участников сделки возможные сценарии (Потерян ключ, что тогда? Отказ в регистрации, что тогда? И т.д.)

Добрый день, друзья. Меня зовут Клара Ц. Вы можете написать мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Интересное еще здесь: Недвижимость.

Часть 4. Кто заплатит за ячейку?.