Было бы ошибочным при рассмотрении причин маклеризации рынка недвижимости ограничиться только материальной составляющей и свести всё лишь к нежеланию профессионалов делиться с агентством. Морально-нравственная причина массового исхода профессионалов из риэлторских компаний не менее важна, хотя и не столь очевидна.
«Комиссия от 57 до 85 процентов. Клиенты. Реклама. Любая форма занятости » - подобные сообщения с завидным постоянством приходят на мобильные телефоны тех, кто «засветил» свой номер в риэлторских базах. «Агентство приглашает к сотрудничеству опытных специалистов по недвижимости (высокий процент), с удовольствием примем в Нашу команду уже сложившиеся коллективы - объявление на самом посещаемом российском интернет-ресурсе. Агентства ищут специалистов, обещая золотые горы.
Нехватка квалифицированных кадров чувствовалась все острее и, наконец, превратилась в кадровый голод. Как такое могло случиться спустя четверть века существования рынка недвижимости? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся в середину девяностых, во времена, когда слово риэлтор ещё звучало гордо.
Выпускной экзамен курса по подготовке агентов по недвижимости престижной школы менеджеров «Арсенал», куда зачислялись лишь прошедшие жесточайший конкурсный отбор кандидаты. В аудитории за столом экзаменационная комиссия, состоящая из первых лиц крупнейших московских агентств. Это – работодатели, в полном смысле этого слова. Задача - отобрать лучших из лучших и убедить их трудиться именно в своей компании, (опередив коллег-конкурентов и заплатив за каждого выпускника кругленькую сумму). Основные критерии отбора: высокий интеллектуальный уровень, коммуникативные способности, презентабельный внешний вид и … московская или областная прописка. А за дверью волнуется группа не молодых уже людей, сдавших в жизни не один экзамен. У каждого, как правило, высшее образование, но крайне редко у кого «профильное» - юридическое. Отсюда и волнение: в билетах в основном юридические вопросы, а понравиться экзаменаторам очень нужно. Возьмут в агентство – будет работа, деньги, уважение …
Чума «активных продаж» накрыла нас в конце девяностых. На всю жизнь я запомнил день, когда мой отец, участник войны, радостно принес домой большую коробку с набором бытовых приборов.
Миксер и кофемолка отказались работать сразу, а остальная мелочевка прослужила не на много дольше. Коробку с «подарками» продал ему на улице улыбающийся молодой человек в чистой белой рубашке и отглаженных брюках.
Интересное: Яркое отражение индивидуальности!.
Продал «семь по цене трех». Продал, заведомо зная дефекты своего товара. Продал, будучи полностью уверен в своей безнаказанности.«Хочешь продать квартиру? Спроси меня как! Не хочешь? Всё равно спроси – захочешь».
О каком престиже профессии можно говорить после того, как с подобными речёвками стали хватать прохожих за рукава стар и млад стажеры известных агентств? Какого уважения можно ожидать от общества, когда в места скопления людей пригоняют мобильные консультационные пункты, в которых предлагают риэлторские услуги «семь по цене трех», а то и вообще бесплатно? И страшно не то, что в погоне за сиюминутной выгодой, хозяева агентств сняли входной барьер и в профессию хлынули не отвечающие ни одному из вышеперечисленных критериев люди. Страшно то, что полностью перешедшие на «активный поиск клиента» компании фактически превратили своих сотрудников в уличных, подъездных и телефонных попрошаек. Выдержать подобную нагрузку может далеко не каждый, и чтобы армия не разбежалась ещё до «боевого крещения», новички прогоняются через специальные тренинги и мастер-классы, нацеленные на «раскрепощение», на снятие внутренних моральных запретов. Делается максимум возможного, чтобы стажер как можно дольше не смог стать самостоятельной бизнес-единицей, специалистом и партнером, (как это принято во всём цивилизованном мире). Мало-мальски набравшимся опыта агентам настойчиво предлагается набрать себе собственных, «генерирующих трафик», батраков и стегать их нагайкой для ускорения процесса, а подобная азиатская бизнес-модель представляется единственно правильной.
Каким образом отстраниться от происходящего, показать окружающим свою непричастность сохранившим честь и достоинство Специалистам своего дела?
Уходить из профессии поздно. Остаётся одно – работать самостоятельно, чтобы при разговоре с клиентами не слышать: «А! Так Вы в N трудитесь? Как же, как же. Ваши коллеги уж раз пять звонили – навязывали услуги. Хорошая у вас компания …».
Пройдена ли точка возврата работающих сегодня частным образом профессионалов в лоно агентства? Если нет, то каким должно быть такое агентство? Об этом в третьей, заключительной части.
Интересное еще здесь: Недвижимость.
Нашествие маклеров (продолжение).