История о жизни моей любимой бабушки Ксении

Я родился на станции Волга Некоузского района Ярославской области в 1942 году. Сюда мои отец и мать, школьные учителя, были вывезены после блокады Ленинграда по Дороге жизни. Мама весила 39 килограммов, а отец не мог ходить. Из-за этого я родился недоношенным - меньше килограмма весом. Как мы выжили в тот год, я не знаю, наверное, благодаря бабушке Ксении, которая жила в этих местах.

История о жизни моей любимой бабушки Ксении

Как-то, уже в эвакуации, родители поссорились, и, видимо, очень сильно, так как отец даже побил мать.

Та отвела меня к бабушке Ксении, и я жил у нее восемь месяцев. Вечерами мы с ней частенько разговаривали, и я узнал много интересного о жизни бабушки.

Родилась она в деревне на реке Сити. В 16 лет ее выдали замуж в соседнее село. Муж ее бил по поводу и без. И бабушка рожала мертвых детей. Когда это произошло в третий раз, она пошла к священнику и сказала, что больше так не может. Им с мужем надо развестись. Но батюшка ответил, что прав развести супругов у него нет. Ксения сказала, что тогда она повесится. Священник собрал сельский сход, а это 3000 человек. И люди, выслушав горестный рассказ Ксении, постановили: развести.

В общем, бабушка уехала в поселок Волга, где устроилась на фабрику прядильщицей. Вышла замуж за поляка Бронислава Отоцкого. Попал он сюда после Первой мировой войны. Он, воевавший в царской армии, вместе с другими ранеными поляками лежал в Москве в госпитале. После выздоровления куда ехать? Домой? Но в 1919 году советская Россия воевала с Польшей. Поляки прослышали про фабрику в поселке Волга, и они, человек двадцать, приехали сюда. Устроились на работу.

Бронислав с Ксенией прожили в браке 20 лет. У них родились двое детей: Елена и Виктор. Умер Бронислав в 1939 году. Его послали разгружать затонувшую баржу с дровами для фабрики. Бронислав простудился. Проболел восемь месяцев и умер. Остальных поляков в том же году расстреляли по приказу Сталина...

Бабушка была православной и окрестила меня, несмотря на запрет родителей. С ней я частенько ходил на могилу к дедушке. Саму ее похоронили в селе Синицыно. Бабушка всегда говорила: нельзя унывать - сегодня плохо, завтра будет лучше. Жизнь идет, и ей надо радоваться.

Валентин