Интересное: Дачная амнистия.
На практике достаточно часто встречаются случаи, когда к собственникам или пользователям земельных участков, права на которые зарегистрированы, Департамент лесного хозяйства или иные профильные органы предъявляют претензии о пересечении границ земельного участка правообладателя с землями лесного фонда.
Такие споры обычно рассматриваются в суде, куда госорган направляет иск об истребовании земельного участка из незаконного владения, либо о признании правоустанавливающего документа и регистрации прав на земельный участок недействительными.
При этом из документов дела обычно следует, что земельный участок (или его часть) одновременно находятся:
- по сведениям ЕГРН в категории земель населенных пунктов либо земель сельскохозяйственного назначения
- в соответствии с государственным лесным реестром – в категории земель лесного фонда
Ситуации, когда земельные участки одновременно фактически находятся в собственности частных лиц и в собственности казны Российской Федерации как объект лесного фонда вызваны несогласованностью лесного, земельного и градостроительного законодательства.
Лесной кодекс предусматривает, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Однако, помимо земельных участков лесного фонда существует также понятие «лесной участок», который в соответствии с тем же Лесным кодексом может быть расположен как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий, в том числе на землях населенных пунктов, сель-хоз назначения и других.
Последнее утверждение обычно и оспаривается Департаментом лесного хозяйства, который настаивает на том, что спорный участок находится в границах лесничества, а следовательно, на землях категории лесного фонда, что влечет нахождение спорного участка в казне России в силу прямого указания закона.
Однако, госорганом не учитывается, что именно в отношении участков лесного фонда (а не лесного участка на землях других категорий) запрещены: купля-продажа, залог и другие сделки по отчуждению участков, размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и так далее.
Таким образом, правообладателю в суде приходится доказывать, что спорный участок не является участком категории лесного фонда и не находится в собственности Российской Федерации, а оборот данного участка не ограничен.
Деление земель по целевому назначению на категории выступает в качестве одного из основных принципов земельного законодательства, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
То есть один и тот же участок не может одновременно относиться к категории земель лесного фонда и, например, к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Именно на этом этапе выявляются противоречия между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, и сведениями из ЕГРН.
Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации:
- о лесах, о составе и границах земель лесного фонда
- о составе земель иных категорий, на которых расположены леса
- об их использовании, охране, защите, воспроизводстве
- о лесничествах и об их границах
Первичными документами-основаниями для внесения сведений в лесной реестр являются распоряжения Правительства Российской Федерации или решения уполномоченного гос органа, например:
- об установлении границ лесничеств;
- об определении площади лесопарковых зон, зеленых зон;
- об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий и т.д.
Таким образом, например, документ об утверждении границ лесничества автоматически вносит спорный земельный участок в земли лесного фонда, несмотря на нахождение участка в другой категории земель по данным ЕГРН.
Для устранения подобных ситуаций и для устранения нарушения прав собственников и пользователей земельных участков, чьи права были зарегистрированы ранее 01 января 2016 года, была проведена лесная амнистия, установившая приоритет сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра.
Закон говорит о том, что зарегистрированные в ЕГРН права на земельные участки иных категорий являются основанием для исключения сведений о спорных участках из лесного реестра, границ лесничеств, границ лесопаркового зеленого пояса, и для корректировки границ в соответствии с данными ЕГРН.
Таким образом, наличие пересечений границ земельных участков лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения не является основанием для истребования земельного участка в пользу казны Российской Федерации, но является основанием для изменения границ земельного участка лесного фонда.
Аналогична и позиция Минэкономразвития РФ по данному вопросу.
Принятие закона о лесной амнистии направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления приоритета сведений ЕГРН над сведениями лесного реестра.
В случае, если в соответствии лесным реестром земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определяется по сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Интересное еще здесь: Недвижимость.