Время деревянных риэлторов

Время деревянных риэлторов

О профессии риэлтор пишут много и чаще нелицеприятно. Общий смысл критических публикаций в различных СМИ об агентах по недвижимости (маклерах, риэлторах) сводится к тому, что в этой сфере деятельности, не обладая ни специальными знаниями, ни выдающейся трудоспособностью, можно легко срывать райские яблоки прямо с дерева. Дескать, всякий, кто способен убеждать ближнего любыми способами, (от забалтывания до запугивания), и при том не склонен прислушиваться к голосу своей совести, в состоянии в кратчайшие сроки озолотиться на этом поприще. И вот уже народная молва, умело подхваченная (или подстегнутая?) журналистами ставит эту профессию в один ряд с рыночными спекулянтами всех мастей и прочими обдиралами, едва ли не рэкетирами. Т.е. теми, чей хлеб не заслужен, но очень сдобен. Будучи на протяжении почти 30 лет представителем сей, критикуемой разве что не ленивым, профессии, хочу пролить немного света на историю вопроса и на существующее сегодня на рынке недвижимости положение дел с риэлторскими кадрами.

Началось все в далеком 92-м после выхода ряда законодательных актов, дающих гражданам возможность бесплатно получить свое жилье в собственность и, как следствие, свободно им пользоваться, владеть, а главное – распоряжаться. До того времени существовали лишь так называемые частные маклеры, помогавшие в основном при обменах принадлежавших государству квартир проживавшим в них нанимателям. Сделки с переходом собственности в жилищных кооперативах случались настолько редко, что если и принимали в них участие посредники, то это были единицы, и выделять их в отдельную профессию, на мой взгляд, не следует.

Именно приватизация выбросила в свободный оборот огромное количество квартир, но спрос на собственное жилье был ещё выше. Выше в разы, что и привело к первому стремительному взлету цен, продолжавшемуся до конца 98-го, когда раскаты грома августовского дефолта докатились и до рынка недвижимости.

Это время смело можно назвать «золотым веком» риэлторства . И вовсе не потому, что кто-то в короткие сроки смог сколотить приличное состояние. Если таковые и были, то их деятельность лежала, мягко говоря, за границами правового поля. Речь здесь пойдет только о тех специалистах, которые работали строго в соответствии с требованиями закона и сформированных ими же самими обычаями делового оборота.

Золотым он был из-за объективной ценности людей, пополнивших в те годы ряды риэлторов. Подавляющее большинство из них имело высшее образование, солидный жизненный опыт и приличный стаж работы в различных НИИ, школах, ВУЗах, больницах и других местах, откуда, в поисках средств к существованию, их выгнала «демократическая» революция.

Кто-то попал в риэлторский бизнес случайно по объявлению в газете, кого-то привели туда бывшие сослуживцы, по достоинству оценившие возможность получить с одной проведенной сделки годовой оклад инженера. Никаких учебных заведений, готовивших риэлторов, в то время не было, да и законодательная база в части сделок с недвижимостью до выхода в 95-ом первой части ГК практически отсутствовала. Учились исключительно на личном опыте, на опыте коллег, да у нотариусов, оформлявших сделки и являвшихся, пожалуй, единственными проводниками юридических знаний в массы.

Агентства-монстры ещё не вылупились из своих ещё никому тогда не известных названий, а небольшие (по 20 - 50 сотрудников) фирмы имели такую загрузку, что даже при примитивнейшей рекламе приходящие туда работать врачи, учителя, инженеры легко проводили по несколько сделок в месяц и, через год-полтора, имели нам своем счету до сотни «забитых голов», а особо одаренные «бомбардиры» и того больше.

Знали большинство игроков других команд поименно, т.к. частенько встречались на поле. А уж про «тренеров» и говорить нечего. Достаточно было звонка руководителя одного агентства другому, и все спорные вопросы решались по совести. Верили друг другу на слово, и попытки клиентов кинуть коллегу с презрением пресекали.

Золотое это было время, и в горниле сотен сделок выковало оно поколение настоящих Профессионалов своего дела, специалистов высочайшей квалификации, людей чести, одинаково любимых и клиентами, и коллегами, и даже «игроками» команд-соперников.

Возможно, объяснение всего этого частично кроется в том, что работы хватало на всех, и делить им было нечего, но уж больно это объяснение прозаично, и для того романтического времени даже оскорбительно.

Но на смену золотому веку всегда идет серебряный.

Риэлторский бизнес не стал исключением из этого правила. Дефолт провел жирную разделительную черту по судьбам многих людей, а более чем годичный застой на рынке недвижимости поделил и риэлторов на «бывших» и «удержавшихся». Опуская, как и в первом случае, финансовый фактор тех тяжелых лет, рассмотрим, так сказать, фактор человеческий. Как же отразились экономические потрясения на качественном и количественном составе игроков рынка недвижимости? К сожалению, многие представители «золотого» состава по различным причинам покинули поле. В лучшем случае они перешли на тренерскую работу – стали руководителями отделов, филиалов, создали собственные агентства, а в худшем, по причине уменьшившихся заработков и\или накопившейся усталости, ушли из профессии совсем.

Но свято место пусто не бывает. Вторая волна волонтеров не заставила себя ждать. Были это в основном люди, чей мелкий бизнес лопнул, а создавать что-то новое не было ни времени, ни средств. Пришли челноки, торговцы товарами народного потребления, переводящие мелкий опт в розницу, бухгалтеры и экономисты малых предприятий, не выдержавших конкуренции, и другие несостоявшиеся ударники капиталистического труда. Пришли со своими понятиями о чести и достоинстве, о правилах конкуренции, об отношении к клиентам и контрагентам.

Нельзя сказать, что все сразу стало плохо. Стало хуже, но ещё терпимо.

Ещё стояли очереди на собеседование в лучшую, на мой взгляд, школу подготовки риэлторов - «Арсенал», за выпускников которой дрались кадровые службы самых известных агентств. Ещё достаточно было личной расписки, данной своему коллеге в том, что положенная ему часть комиссии будет по окончанию сделки выплачена.

Интересное: Телеграм чат для риэлторов и собственников..

Ещё перезванивались между собой изрядно раздобревшие за годы сидения в мягких креслах тренеры команд участниц. Все ещё считалось дурным тоном сунуть втихаря свою визитку чужому клиенту, но мрачная тень тотальных мобилизаций всех и вся в компании-спруты уже маячила на горизонте.

Серебряный век оказался короток. Два-три года – не более. Два-три года агент ещё был запоминающейся личностью со своим индивидуальным почерком работы, человеком, самостоятельно принимающим решение по большинству профессиональных вопросов, возникающих в работе, специалистом, знающим весь процесс от первого контакта с клиентом до торжественного вручения ему ключей.

Я не знаю точно, кому изначально пришла идея воевать не уменьем, а числом. Но раз услуга востребована, а специалистов не хватает, то выход напрашивался сам – срочно увеличивать число агентов. И несколько компаний практически одновременно стали делать одно и то же: брать на работу всех желающих попробовать себя в риэлторском бизнесе. Газеты запестрели огромными объявлениями, сулящими быстрый и хороший заработок любому пришедшему.

Как водится, для выигрыша темпа было пожертвовано качество. Вместо одиннадцати, команды стали выставлять на поле по двадцать, тридцать, сто и более не знающих правил, хаотично суетящихся игроков, особо не заморачиваясь тем, что мяч в конечном счете один на всех. Отделения агентств росли как грибы после дождя. Доморощенные школы «молодого бойца» с периодичностью в одну-две недели выплевывали сотни «специалистов» по недвижимости.

99 из 100 этих «риэлторов-торпед» проводили в лучшем случае одну сделку на родственниках-друзьях-знакомых и бесславно заканчивали на этом свою деятельность. Рынок заполонили тысячи агентов-винтиков огромного механизма переработки клиентов, не имеющих представление о юриспруденции и психологии, не знающих названий городских улиц, и единственной целью которых было – сорвать максимальную комиссию.

Время деревянных риэлторов

Так начался век деревянный.
Достаточно быстро желаемый результат был достигнут – количество людей, оказывающих услуги, превысило число людей в них нуждающихся. Профессионалы первой и второй волны застонали от засилья безграмотных, наглых однодневок, но пробиться к новым клиентам, дабы продемонстрировать им свои знания и опыт, уже не могли, т.к. человеку, отважившемуся самостоятельно разместить объявление о покупке-продаже, звонили десятки голодных агентов с предложением «быстро и качественно» решить проблему.

У кого из ветеранов хватило золотого и серебряного запаса старых преданных клиентов – удержался на плаву. Уходили те, у кого не сложилось и те, кто просто не желал работать под одной вывеской с сотнями деревянных солдатиков. И этот «кризис жанра» был пострашнее первого, потому что восполнить понесенные потери было уже не кому. Приходили вчера и приходят сегодня в наш бизнес талантливые люди, но сразу же сталкиваются с непреодолимой проблемой нехватки работы и, как следствие, средств к существованию. Можно наизусть выучить Гражданский Кодекс, но если свои знания не на ком применить, цена им – грош.

Начавшаяся жесточайшая конкуренция привела к тому, что абсолютное количество «риэлторов» в компании уже не гарантировало преимущество перед другими командами. Урфины Джюсы от недвижимости зачесали в затылках: что делать? Как привлечь клиента именно? Повышать качество услуг путем обучения специалистов долго и хлопотно. К тому же, квалифицированному агенту придется больше платить. И опять был найден гениальный выход из положения.
Демпинг!
Прямо, как в передаче «Угадай мелодию».
Мы выполним эту работу за 5%. А мы – за 4%! А мы – за 3%! А вот уже запущена реклама двухпроцентных услуг…

Таким образом, на протяжении нескольких лет с рынка методично выжимались квалифицированные кадры, обладающие бесценным опытом проведения сотен сделок. Оставшиеся профессионалы, чтобы хоть как-то поддерживать уровень своих доходов, начинают играть индивидуально или кочуют из команды в команду, выбирая относительно лучшие условия работы. Они все также знают друг друга по именам, легко и красиво делают свою работу и, встретившись на поле, с грустью вспоминают старые добрые времена.

Но, к сожалению, вероятность подобных встреч с каждым днем становится все меньше и меньше, что приводит к стремительному росту совершенно неуправляемых сделок, проводимых дилетантами и откровенными халтурщиками. Клиенты ропщут, престижность профессии стремительно падает.

Что же дальше? - спросите вы.
Означает ли все вышесказанное скорый конец профессионализма и победу конвейерно-пирамидных способов оказания риэлторских услуг? Отнюдь. Здравый смыл сегодня начинает брать верх над сиюминутным расчетом, желанием скорейшего обогащения по принципу «завтра – хоть трава не расти». Уже начинают звучать голоса известных и уважаемых людей, определяющих стратегию развития рынка услуг в области недвижимости, призывающие коллег остановиться на краю пропасти и повернуться лицом к профессионалам, без которых в наш стремительный, бурный век невозможно рассчитывать на продолжительный успех в любом бизнесе. Уже идет серьезная охота на золотых и серебряных игроков. Они занимают ключевые посты в управленческих аппаратах и кадровых службах ряда известных компаний, привнося в них лучшие традиции прошедших лет. И я верю, что завтрашний день именно за этими компаниями, за командами Специалистов с большой буквы, обладающих огромным потенциалом знаний, умеющих и любящих делать свою работу, учить этому талантливых новичков, и имеющих твердые представления о понятиях профессиональной этики, чести и совести.

(октябрь 2005)

Интересное еще здесь: Недвижимость.

Время деревянных риэлторов.