Контроль за арендой жилья в очередной раз решили усилить. Разбираемся, насколько это соответствует действительности.

Турция зимой

Сегодня с утра многие газеты вышли с заголовками о том, что Минстрой решил усилить контроль за теми, кто сдает квартиры и другое жильё в аренду. У меня сразу возник вопрос о том что, если контроля никакого не было, то как его можно усилить? Это примерно тоже самое, что умножать на "0".

Но все СМИ стали пересказывать эту новость каждый на свой лад и почти все дружно ссылались на статью газеты Известия, которая называется: "Жилищное условие: в России ужесточат контроль за арендой квартир. Минстрой готовит законопроект, направленный на вывод наемных площадей из серой зоны." (ссылки на все первоисточники будут в конце статьи).

Скажу сразу о том, что я глубоко уверен в том, что у всех журналистов новостных газет стоит задача делать из мухи слона при же первой возможности. Причем слон должен получиться таким страшным, чтобы смог напугать каждого, кто прочитает публикацию. Это их профессиональное умение делать сенсацию из ничего.

Вот и в статье говорится о том, что скоро всех выведут на чистую воду. Для этого будет создана специальная система, куда будут внесены все договора аренды квартир, придумают некоего агрегатора, который будет за всеми следить, создадут типовой договор найма, сформируют реестр наймодателей. А сливки будет снимать налоговая, так как к ней потекут ручьем все данные.

Все должно пойти на пользу как рынку аренды квартир, так и всем тем, кто эти квартиры снимает. (Сразу тянет перечитать "1984" Оруэлла). Только платить они при этом будут на 13% больше, ведь именно столько налогов, по мнению журналистов и так называемых "экспертов", должны платить арендодатели от доходов, которые им приносят их квартиры. То, что в стране уже третий год действует режим налогообложения для самозанятых, который позволяет платить 4%, эти люди не знают. Что дополнительно подтверждает тот факт, что они очень далеки от рынка аренды квартир. Зато умеют хорошо надувать щеки и с умным видом давать интервью на темы, в которых слабо понимают.

Добавлю, что страшилки, которые касаются рынка аренды квартир, публикуются нашими СМИ с завидной регулярностью. Обычно в начале года, чтобы взбодрить население. Я в одной из своих статей делал обзор подобных публикаций.

Я решил разобраться с очередной страшилкой поподробнее и обратился к первоисточникам.

Обратите внимание: В чем разница между ответхранением и арендой склада и что лучше для бизнеса.

Для тех, кто не знает, сообщаю, что все законопроекты и проекты нормативно-правовых актов долгое время обсуждаются экспертным и деловым сообществом на сайте "regulation.gov.ru". И только потом они направляются на утверждение. Или не направляются. Соответственно и Минстрой РФ там обязан размещать проекты своих документов. Мне стало интересно, что он там уже разместил.

И я нашел там любопытный документ, который называется: "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Документ посвящен в основном темам, далеким от контроля за арендодателями, но в нем есть абзац, на который стоит обратить внимание:

Внести в статью 51 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости»:
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Государственная регистрация обременения жилого помещения, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения,
на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и на основании договора социального найма жилого помещения (далее - государственная регистрация найма жилого помещения), осуществляется на основании заявления сторон договора, если иное не установлено частью 3 настоящей статьи.»;
в) в части 5 слова «заключенного на срок не менее года,» исключить;

Другими словами это означает, что в случае принятия этого законопроекта у граждан появится право регистрировать в Росреестре договора найма, заключенные на срок менее одного года.

Как вы знаете, подавляющее большинство людей потому и заключают договоры аренды на 11 месяцев, чтобы избежать их регистрации в Росреестре. Поэтому вряд ли они захотят воспользоваться этим правом. Другое дело, что в нашей стране это может легко превратиться в обязанность, достаточно сделать соответствующую поправку в одну из статей Гражданского кодекса.

Но я очень сомневаюсь, что Росреестр сможет выполнить регистрацию такого объема договоров. Законопроект вызывает много вопросов и, наверное, поэтому он до сих пор и не принят.

В любом случае, с момента выхода публикаций в СМИ о какой-либо инициативе правительства до реализации этой самой инициативы обычно проходят годы, а иногда и десятилетия. А чаще всего эти инициативы так и остаются текстом на газетной бумаге. Считаю, что паниковать пока рано. Поживем - увидим, чем все закончится.

Со своей стороны обещаю, что буду регулярно заходить на сайт regulation.gov.ru и следить за тем, какие законопроекты будет готовить Минстрой. А если увижу что-нибудь интересное, то обязательно напишу об этом на своем сайте. Подписывайтесь.

А теперь обещанные ссылки:

Ссылка на мою статью, о публикациях-страшилках про рынок аренды квартир: Сколько арендодателей в Москве платит налоги и как наказали тех, кто не платил

Ссылка на законопроект, разрешающий регистрацию краткосрочных договоров аренды.

Ну и ссылка на статью страшилку газеты Известия: Минстрой готовит законопроект, направленный на вывод наемных площадей из серой зоны

Больше интересных статей здесь: Аренда.

Источник статьи: Контроль за арендой жилья в очередной раз решили усилить. Разбираемся, насколько это соответствует действительности. .