Часть 21. Золото покойницы

Часть 21. Золото покойницы

Таисию никто и никогда не любил. Родившись за год до войны, она рано осталась без детства и без отца, который погиб на фронте.

Мать приняла решение отдать двух старших сестер Таисии в детский дом. Расчет был такой, что там их накормят, обучат специальности и откроют каждой сберегательный счет, на котором будет копиться пенсия за погибшего отца. Сестер Таисия никогда более не видела. Не простив матери обиды, выпускницы детдома не сделали попытки встретиться с нею даже тогда, когда стали взрослыми.

К концу войны мать вышла замуж повторно. Новый муж оказался алкоголиком и тунеядцем. Притворялся слабовидящим. Получал задание от общества слепых на изготовление булавок на специальном станке. В определенные даты он должен был сдать положенную норму. После этой даты запивал. Дрался с матерью. Но за несколько дней до очередной даты пить бросал, и день и ночь гнул на станке булавки, занимая единственный стол. Не давая Таисии учить уроки, а по ночам семье спать. Комната в коммунальной квартире была одна на четверых.

Четвертым был брат Таисии, которого мать родила от Таисиного отчима-алкоголика. Такой поворот мать предполагала, поэтому младшую дочь в детдом со старшими не отдала. Таисия стала на много лет нянькой своему брату. Для девочки, которая сама еще была ребенком, задача была непосильной.

Занятия в школе Таисия очень любила. В небольшом подмосковном поселке уроки вели чопорные старые девы, бывшие гимназистки. Словно в другой мир переносились деревенские ребята, слушая пожилых худеньких учительниц, неизменно одетых в длинные юбки «в пол» и в накрахмаленные кофты с высокими воротничками. Учеников классные дамы называли исключительно на «вы», но спрашивали строго.

После уроков приходилось возвращаться в домашний ад, где изобретательно хулиганил отчим, и, еле живая, притаскивала ноги с работы, обеспечивая всю семью, мать.

Последний год мать устроилась поваром в столовую, которая обслуживала партийную элиту. Блюда готовились из качественных и всегда свежих продуктов. Мать бралась за любую работу. Выходила в зал официанткой, готовила, при необходимости мыла посуду.

Возвращаясь за полночь, приносила домой сливочное масло, сахар, спрятав украденное под одеждой. С одной стороны, мать совершала противоправные действия. С другой стороны, без этих продуктов семья не смогла бы выжить в те трудные годы. Бог ей судья.

Закончив восемь классов, Таисия устроилась в Москву на швейную фабрику. После работы, чтобы рано не возвращаться домой, поступила в вечернюю школу. Парень, учившийся вместе с ней, на пять лет старше Таисии, поступивший в вечерку после армии, стал провожать ее после занятий до электрички.

Не потому, что хотелось жить с ним, а потому, что не хотелось жить с матерью и отчимом, Таисия приняла его предложение о замужестве. Переехала в Москву.

Таисию поразила семья, в которую она попала.

Старший брат занимал ответственную должность в каком-то управлении. Ему первому в доме установили домашний телефон. Могли позвонить ночью и срочно вызвать в командировку, прислав к подъезду машину.

Старшая сестра мужа преподавала в институте. Внешность у нее была непримечательная. Но ее манеры, знания и достоинство заставляли Таисию робеть и молчать в разговоре с новыми родственниками.

В полном соответствии с поговоркой «в семье не без урода» в семье Таисиного мужа этим «уродом» был он сам. Парень не хотел учиться, был исключен из вечерней школы. Работать не желал. А вскоре загулял и пропал в неизвестном направлении.

Милицейские поиски усилия не дали. Свекровь Таисии ничего не говорила, но всем свои видом давала понять невестке, что дальнейшее ее пребывание в их квартире нецелесообразно.

Так закончилась замужняя жизнь Таисии.

Собрав свои нехитрые пожитки, молодая женщина переехала в общежитие завода, на который устроилась лаборантом.

Трудилась на совесть. С мужчинами больше в отношения не вступала. Не было доверия. С матерью и братом связи не поддерживала. Мать считала Таисию завершенным проектом.

Через несколько лет Таисия получила от завода комнату в четырехкомнатной коммунальной квартире. Когда появилась возможность, сразу ее приватизировала.

Жизнь пролетела быстро и незамысловато. Выйдя на пенсию, Таисия сначала сидела дома, удивляясь, что так можно. Не вставать затемно по утрам и никому не подчиняться. А потом захотелось хоть какой-нибудь деятельности.

Соседка по подъезду Лида, тоже пенсионерка, работала в театре гардеробщицей. Она и сообщила Таисии, что всем театром подыскивают помощницу одной очень известной артистке.

Соседка назвала фамилию. У Таисии перехватило дух. Она упросила Лиду замолвить за себя словечко. Тут же зазвала ее вроде на чай, а сама все свои запасы из тайников достала. И конфеты дорогие, и кофе дефицитный, в серванте припрятанный.

Соседка было на кухню направила свои ноги, но Таисия ее остановила. Мол, сама видишь, коммуналка, у нас так не принято. Чаевничали в Таисиной комнате. Было это обстоятельство еще одним аргументом в пользу Таисиного трудоустройства к артистке.

Соседи Таисии достались проблемные. В одной комнате пьяницы жили, муж и жена, нигде не работающие. Как выпьют, сначала песни поют, потом друг друга колотят. В другой ютилась молодая семья с детьми - мал мала меньше. Ванна занята всегда, туалет оккупирован. На кухне не протолкнуться. А третью занимал мужчина лет сорока. Год назад вернулся с зоны, кого-то ножиком пырнул.

Интересное: Инвестиции в России и их реальная доходность (Часть 1) Жилая недвижимость.

Люди знающие сообщили. Приходил он домой, крадучись, всегда за полночь, и каких-то испитых женщин к себе водил.

Короче, существовать в такой обстановке было совершенно невозможно. «А у артистки работа с проживанием, должно быть», - предположила Таисия.

«Ты уж скажи, пожалуйста, что из одного уважения к ее таланту готова я помогать ей с хозяйством ее. И зарплату даже не спрашиваю. Сколько даст, столь и ладно», - подвела итог соискательница на вакантную позицию.

Может, этот факт и поспособствовал тому, что артистка пригласила Таисию на просмотр. Не каждый день попадаются работники, не интересующиеся зарплатой.

Артистке исполнилось недавно 83 года. Таисия ей подошла.

Жить, и правда, предлагалось в просторной трехкомнатной квартире. Из окна большой кухни-столовой открывался захватывающий вид на набережную Москвы-реки.

Поначалу помощь была несложной. Хозяйка больше нуждалась в компаньонке, чем в уборщице и кухарке. Еду доставляли из ресторана, который размещался в соседнем доме. Мыть полы прибегала тихая женщина из театра. Ее присылала администрация в память о былых заслугах артистки. Эта женщина так низко наклоняла лицо, что Таисия так ни разу и не разглядела его выражения.

Поначалу артистка была мила с Таисией, хотя и немного скуповата, когда речь шла о вознаграждении.

Затем хозяйка пообвыкла и тактику свою поменяла. Исчезла любезность в интонациях, доброжелательность во взгляде. Вместо просьб разлетались по дому приказы.

На самом деле, было даже не совсем так. Если бы поведение хозяйки сменилось с одного на другое, Таисия ее бы поняла. И постаралась приспособиться.

Но произошло нечто, к чему Таисия не знала, как подстроиться.

В элитной квартире на Фрунзенской открыл свой сезон Театр одного актера.

Артистка взялась проигрывать поочередно все свои прошлые роли. Сначала это были юные девушки, которые пакостничали Таисии по незнанию или отсутствию жизненного опыта. Затем хозяйка талантливо перевоплощалась в персонажей постарше, то безумных и опасных, то ясно мыслящих, но страшных в своем эгоизме и бессердечии.

Несколько раз Таисия даже узнавала фильмы и роли, которые по многу раз смотрела в своей прежней жизни на экранах московских кинотеатров. Иногда Таисии казалось, что вслед за артисткой она сама сходит с ума.

Жили две женщина давно один на один. И помощи ждать было неоткуда.

Со слов артистки Таисия знала, что есть у хозяйки племянник, сын ее давно умершей сестры. Артистка не помнила ни его адреса, ни номера телефона. Но всегда говорила о племяннике с восторгом и гордостью. Какой Санечка умный и талантливый, заботливый и отзывчивый.

Таисия хотела бы уже уйти от артистки, ощущая почти физически, что работа начинает забирать здоровье. Но была одна сложность, которую следовало предварительно разрешить. Последние несколько месяцев артистка не платила Таисии зарплату.

Было хозяйке квартиры на Фрунзенской не до Таисии. Каким-то седьмым чувством угадывала она приближающийся инсульт. Звоночки были. Порой не удавалось снизить высокое давление. Иногда часами нестерпимо болела и кружилась голова. А бывало, что земля ни с того, ни с сего по нескольку раз в день уходила у артистки из-под ног.

- Тая, дорогая, - пребывая временами в образе положительной героини, ласково заводила разговор об оплате сама хозяйка, - я так тебе благодарна.

- Ты, конечно, заслужила самое достойное вознаграждение. И я обязательно с тобой рассчитаюсь. Вот только восстановлюсь немного, - сообщила она после первого инсульта. – Что деньги, милочка? У меня есть прекрасная коллекция ювелирных изделий. Спрятаны они дома в надежном месте. Будут все твои. Квартиру-то я Санечке отписала. А золото и камни разные, в шкатулке на замочке, тебя дожидаются. Богатой будешь, заживешь в свое удовольствие.

Год ждала Таисия, когда поправится артистка, да место, где драгоценности спрятаны, укажет.

Кормила хозяйку на ресторанный манер, по рецептам сложным. На тяжелой коляске вывозила на долгие прогулки. Лекарства, прописанные врачом из дорогой клиники, по часам выдавала.

Но не дождалась Таисия. За первым инсультом у артистки случился второй. А за вторым жди третьего.

В больницу артистку не забирали. Дорогие врачи приезжали на дом, ставили капельницы.

Но после третьего инсульта всем, включая Таисию, стало ясно, что чудес не бывает.

Артистка лежала в кровати в одном положении, от еды отказывалась, на обращенную к ней речь не реагировала. И была мыслями уже далеко в том загадочном месте, которое нам пока неизвестно.

А дальше случилось следующее

___________________________

Скоро хозяйка умерла. Таисия засобиралась домой. Но в этот же день, когда тело забирали в морг, неожиданно позвонил племянник артистки Санечка.

Словно Таисия была передана ему по наследству, Санечка сделал распоряжения.

С его подачи Таисия никуда не поехала, а занялась координацией похоронных действий.

А после похорон по заданию Санечки нужно было освободить всю квартиру от мебели, пригласив для этой миссии дворников. Что Таисия и сделала.

Дворники узбекской национальности хотели бы приступить к делу немедленно. Но русская женщина-мастер высокого и широкого телосложения почти мужским низким голосом запретила им покидать рабочие места до конца дня.

Вынос и выброс мебели перенесли на вечер. Санечка планировал ремонт.

В ожидании вечера Таисия тяжело опустилась на обитое кожей румынское кресло. И вдруг неожиданная мысль заставила женщину подскочить.

Где-то в недрах квартиры пряталась шкатулка с драгоценностями. Ее, Таисиными драгоценностями. «Имею ли я право?» – спросила себя Таисия. И кто-то сверху заверил, что имеет полное право.

До прихода дворников Таисия перевернула каждую книжку в шкафу. Каждая наволочка и простыня были развернуты и осмотрены. Несколько часов Таисия вела изыскательские работы.

Как от пушкинского Германа ускользнула в последний момент тайна старой графини, так и последний день в квартире известной артистки принес Таисии лишь одно разочарование.

Женщина собрала свои вещи, оделась по-дорожному и присела на кухне, безразлично наблюдая, как выносят к контейнеру, разламывая на доски старинную мебель, жизнерадостные дворники.

Затем закрыла на ключ дверь и оставила его консьержке, как попросил Санечка.

И, войдя в трамвай, чтобы доехать до метро две остановки, последний раз обернулась в сторону дома.

Было уже темно. Поэтому Таисия не увидела, как прямо у подъезда, разместившись с ногами на жаккардовой обивке ожидающего погрузки в контейнер дивана, три дворника-узбека совещались на своем чуднОм языке, как им половчее открыть замок деревянной резной шкатулки, которую один из них обнаружил между стеной и задней стенкой платяного шкафа в квартире умершей недавно артистки. Когда пилил его, чтобы легче было тащить

(Все имена и события в тексте вымышлены, совпадения случайны)

_________________________

Совет 21. Любые устные договоренности между участниками сделки заменяйте письменными с подробным описанием деталей (кто с кем, когда и о чем договорился).

Добрый день, друзья. Меня зовут Клара Ц. Вы можете написать мне на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Интересное еще здесь: Недвижимость.

Часть 21. Золото покойницы.