Однажды я столкнулся с Черным Альпинистом

Легенду о Черном Альпинисте в разных ее вариациях слышал любой, кто хоть раз поднимался в горы с рюкзаком. Но сталкиваться с ним,наверное, приходилось единицам. Мне, судя по всему, довелось...

Сама легенда, в том варианте, что довелось услышать мне, звучит так. Два альпиниста в связке шли по скальному гребню. Один сорвался. В этой ситуации единственный шанс на спасение дает прыжок второго участника связки на другую сторону гребня в надежде, что веревка выдержит. Что и сделал напарник упавшего альпиниста. Веревка выдержала. Но снова подняться на гребень смог только один. Второй остался висеть на скале.

Напарник поспешил вниз за помощью. Однако, найдя людей, он почему-то решил не возвращаться обратно на склон, возможно, испугался. Сказал, что его друг погиб. Через некоторое время на роковом гребне уже другая группа альпинистов обнаружила веревку, один конец которой был закреплен наверху, а второй - обрезанный -болтался у отвесной стены. Ни следов, ни останков брошенного в одиночестве бедолаги найти не удалось.

С тех пор в горах и появился Черный Альпинист. Говорят, что он ищет того, кто бросил его в смертельной опасности и не вернулся, чтобы помочь.

В сентябре года мы отправились в поход по Приэльбрусью. После почти двухнедельного маршрута с преодолением перевалов и ледников Эльбруса нам оставался еще один перевал - Медвежий. После этого мы возвращались в Баксанское ущелье. Вторая половина сентября в горах -уже межсезонье с частыми туманами и плохой погодой. В один из дней горы окутались непроницаемым туманом. Не прекращался и дождь, часто переходящий в мокрый снег.

Однажды я столкнулся с Черным Альпинистом

Нам пришлось ставить палатки, расчистив площадку на боковой морене ледника. Идти на перевал в такую погоду нельзя - можно и с пути сбиться, и на лавинный склон выйти. В следующие сутки погода не улучшилась.

Мы оставались на месте, дожигая остатки бензина, согреваясь горячим чаем, откидывая тяжелый снег с провисающей крыши палатки, и все пытались увидеть хоть малейший просвет, чтобы наметить направление. Ночью была сильная гроза. Раскаты грома и вспышки молний сливались. Это значит, что грозовое облако было вокруг нас. Весь металл - кошки и ледорубы - мы связали и унесли от палаток выше по склону, как рекомендует справочник туриста-горника, чтобы избежать удара молнии.

И вот между раскатами грома мы четко услышали шаги вокруг палаток и позвякивание металла о камень. Именно такие звуки издает человек, идущий в отриконенных (с зубчатыми набойками на подошвах) горных ботинках по камням морены. В такую погоду и на такой высоте рядом не должно было быть никаких людей. Но шаги слышали все, кто не спал. Нет, к нам в палатку никто не пытался заглянуть, а наши фонарики в окружающем пространстве не могли высветить ничего, кроме огромных хлопьев снега. Но было по-настоящему жутко.

Утром погода успокоилась, и в разрывах тумана показался перевальный взлет (крутая часть подъема перед седловиной перевала). После чая, согретого на последнем бензине, мы смогли выйти на седловину перевала. И благополучно спустились в Чегет, завершив наш маршрут.

В горах случается много необъяснимого. Горы - живые. Если их дух в образе Черного Альпиниста оценивал нас в ту грозную сентябрьскую ночь, я рад, что проверку мы прошли, совершив после не один сложный поход.